Екатерининский собор в Кингисеппе
Собор во имя Святой Великомученицы Екатерины в Кингисеппе (Ямбурге), возвышающийся на берегу реки Луги, один из немногих датированных памятников русского барокко, сохранившихся на территории Ленинградской области. Этот шедевр архитектуры привлекает внимание не только своими пропорциями и благородством форм, но и красотой облицовок.

«Собор столичной архитектуры»
Собор выстроен на месте деревянной церкви во имя архистратига Михаила, возведенной в честь освобождения Ямбурга от шведской оккупации и сгоревшей в 1761 году.
Строительство собора было начато на основании именного указа императрицы Екатерины II в. 1764 году и продлилось восемнадцать лет. Проект нового, каменного собора на главной площади города создал архитектор Антонио Ринальди.
По высочайшему указу императрицы был разработан и проект полной реконструкции старейшей части города. Градостроительной деятельности в Ямбурге придавалось политическое значение. Город на Луге становился местом поселения ремесленников и купцов. Через город Ямбург пролегал путь из Петербурга в Эстляндскую и Лифляндскую губернии. Екатерина ІІ часто останавливалась в Ямбурге, следуя в Ревель (Таллин). Поэтому ей хотелось видеть в Ямбурге собор «столичной» архитектуры.
Предшественником собора Святой Екатерины по своему стилю, особенностям, архитектурным приёмам, композиции является построенный Ринальди храм Воскресения Христова в Почепе на Украине. Однако Собор Святой Екатерины в городе Ямбурге — более совершенен.
Рижский алебастр и ревельский клей
Материалы для Ямбургского храма поставлялись со всех концов света. В строительстве собора использовались рижский алебастр, липовые доски и кряжи, ревельский клей, кровельное железо, сажа голландская, ярь, медянка, немецкие белила и французский мел.
Недалеко от Ямбурга по берегам реки Луги существовали плитные ломки, добывалась глина, песок, известь. Причём местная известь отличалась особой прочностью. А Ринальди также полюбились мрамор, который добывали с Ладожского и Онежского озёр, и пудостский камень, месторождение которого находится около Гатчины. Сибирское четверогранное железо поставляли подрядчики Демидовы.
Стены и своды церкви возведены из кирпича, а капители и базы вытесаны из известняка. Фундамент заложен из крупной плиты с проливкой каждого ряда известью с кирпичным щебнем, а выше уровня земли на фундаменте был выложен цоколь из тесаной плиты.

Архитектурные особенности
В плане собор представлен как равносторонний крест с несколько округленными концами, а по его диагонали имеются четыре небольшие круглые башни.
С западной стороны креста пристроена квадратная в плане колокольня, через которую существует главный вход в собор. Здесь располагается главный портал и крыльцо. Колокольня оснащена тремя порталами, которые украшены декоративной обработкой.
Вход в собор имеется и с южного фасада. Если южный вход в собор решен сравнительно просто, то все три портала колокольни имеют декоративную обработку. Арочные проёмы колокольни имеют двойной наличник, внешняя часть которого доходит до сандрика, поддерживаемого своеобразными плоскими кронштейнами. У сандрика три креповки, средняя из которых служит замком. Над сандриком имеется полуциркульный фронтон с карнизом небольшого выноса.
У каждого входа в собор существует наружное крыльцо со ступенями, выполненное из гранита. Самое большое крыльцо — у главного входа.
Здание Екатерининского собора завершено традиционным для русской культовой архитектуры пятиглавием. Высокой центральной главе со световым барабаном и куполом композиционно подчинены четыре малые главы. Центральная глава имеет световой барабан диаметром 9 м и высотой 10 м, который прорезан восемью большими прямоугольными окнами.
В 1782 году строительство собора было завершено. Вокруг храма была устроена ограда. Так, в отдалённом от столицы уездном городке был построен поистине «придворный» собор высотой в 45 метров.

Храм — памятник строителям и реставраторам
Екатерининский собор можно назвать памятником не только зодчему Ринальди и строителям, но и тем, кто его восстанавливал после Великой Отечественной войны. Ожесточенные боевые действия превратили здание в руины, но благодаря мастерству реставраторов во главе с архитектором В. Тихомировым оно было воссоздано в том же виде, в каком и построено в 1783 г. по чертежам Антонио Ринальди.
За время реставрации было обновлено внутренне убранство храма, заново выполнен иконостас и храмовая икона святой великомученицы Екатерины в полный рост. Икону писали долго, так как никаких исторических документов о том, как она выглядела, не осталось. Пришлось подбирать стиль ее исполнения к стилю храма. Эскизов и фотографий исторического иконостаса не сохранилось, поэтому был выполнен новый — в стиле барокко.

Любопытна идея выполнения внешней отделки собора — при разработке узора был использован орнамент вышивки одного из платьев императрицы Екатерины.
После восстановления в соборе размещался краеведческий музей города Кингисеппа. Верующим церковь вернули в 1990 году.


Дополнительная информация
Куда ехать?
Ленинградская область, г. Кингисепп, ул. Николаева, д. 6
140 км от Санкт-Петербурга
59°22′00″ с. ш. 28°36′00″ в. д. H
На чем ехать?
Электричка с Балтийского вокзала
Автобусы № 851, 842, от автовокзала, метро «Обводный канал»
Когда ехать?
Круглогодично
Сколько ехать?
Время в пути — от 2 часов
Надо ли платить за вход?
Вход свободный
Обязательно
Осмотрите то, что осталось от крепости Ям. Каменная крепость на восточном берегу Луги была построена для защиты от шведов и немцев в 1384 году. Летопись говорит, что её построили за тридцать три дня. Крепость представляла собой сплошную каменную стену с воротами и несколькими башнями, окружённую рвом с водой. Невзирая на небольшие размеры, она являлась очень мощным оборонительным сооружением. При правлении Екатерины II крепостные сооружения были срыты. До нашего времени от крепости Ям частично сохранился крепостной вал с каменной кладкой и остатками древних стен и башен.