Музей-усадьба Николая Рериха в Изваре
Ижорская земля хранит множество памятников старины. Один из них— Извара, небольшое поселение, расположенное в Волосовском районе Ленинградской области.
Это уникальный комплекс памятников природы, истории, культуры, центром которого является старинная усадьба. С ней связаны детские и юношеские годы великого русского художника, учёного, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха.
Один из вариантов названия усадьбы – Извара – по финно-угорски означает «большие холмы» или «курганы», которых действительно было много в окрестностях усадьбы. С финского название поселения можно перевести и как «отец-гора». Сам Николай Рерих предпочитал вспоминать о санскритском Ishvara, что означает «Господь», «Всевышний».
Ранняя история усадьбы
В X–XI столетиях местность, где сейчас располагается усадьба Извара, облюбовали славянские и угро-финские племена, активно осваивавшие пустующие территории плодородной Ижорской возвышенности. Спустя время, возникшее на месте современной Извары поселение было присоединено к землям Великого Новгорода.
Первые письменные упоминания об Изваре, как о деревне Взвар, приписанной к Покровскому Озеретцкому погосту Копорского уезда, датируются 1500 годом.
В 1617 году деревня Взвар, согласно Столбовскому мирному договору, была передана Швеции и получила новое название – мыза Изварская (Исфархоф). Почти целое столетие мыза находилась под юрисдикцией скандинавского государства, пока император Пётр I в ходе Северной войны не возвратил исконно русскую территорию в казну.
Начиная с 1712 года, когда владельцем Изварской мызы стал генерал-майор, граф Шереметев, и до конца XIX столетия, когда усадьбу купил нотариус Санкт-Петербургского окружного суда Константин Фёдорович Рерих, у неё много раз менялись владельцы. Среди известных владельцев усадьбы представители княжеских и дворянских фамилий Трубецких, Салтыковых, Воронцовых, Хитрово, Веймарнов.
Новые строения на мызе – господский дом с садом, огородом и хозяйственными постройками (конюшнями, скотным двором, амбарами и мельницей на берегу озера) – появились на мызе в конце XVIII столетия, в период владения ею Анной Ивановной Логиновой, и последующие хозяева усадьбы пользовались этими зданиями, не возводя новых и не разрушая существующих.
«Родовое гнездо»
В 1872 году усадьбу Извара выкупил Константин Фёдорович Рерих, а спустя два года у него родился сын Николай – будущий художник, археолог, путешественник и писатель. Летние месяцы семья проводила в Изваре, поэтому маленький Николай часто исследовал окрестности, впитывая в себя всё увиденное и услышанное.
«Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре» - писал художник впоследствии.
Время, проведённое в усадьбе, определило его мировоззрение, а найденные в местной библиотеке книги, повествовавшие о Ледовом побоище, о Куликовской битве, о княгине Ольге, о князьях Борисе и Глебе, о великих полководцах Александре Суворове и Михаиле Кутузове подтолкнули будущего художника на размышления о культуре и истории Руси. Не случайно значительная часть творчества молодого Рериха была посвящена историческим событиям.
Необъятные просторы Ижорской земли, на которой в древности происходили приносящие радость побед и горечь поражения битвы, дразнили воображение Николая Рериха, поэтому он вплотную занялся изучением истории своей малой родины. Наряду с многочисленными преданиями о происходивших на этой территории событиях таинственные молчаливые курганы пробудили у Николая интерес к археологии.
Археология навсегда осталась для Рериха одним из любимых увлечений, но связал свою жизнь он с живописью.
Талант Николая Константиновича как художника проявился ещё в детстве. Для него в старом птичнике была устроена мастерская, в которой и родились его первые бессмертные полотна – «Сходятся старцы», «Поход», «Город строят». Живописные окрестности Извары со старинными курганами и вдумчивое изучение и размышления об истории Руси стали основой для написания исторических сюжетов – «Вече», «Заморские гости», «Плач Ярославны». Дипломную работу «Гонец» («Восстал род на род») даже приобрёл для своей коллекции Павел Михайлович Третьяков и в настоящее время эта картина украшает один из залов Третьяковской галереи в Москве.
Усадьба принадлежала Рерихам 28 лет. В 1900 году умер отец Николая и усадьба была продана. А на вырученные деньги молодой Рерих поехал учиться во Францию. Изварский период для него закончился, хотя вспоминал он свою милую малую родину всю жизнь.
Судьба усадьбы: наши дни.
В 1912 году имение Извара выкупило Министерство юстиции и разместило там Земледельческую детскую колонию, дополнив к 1916 году усадебный комплекс новыми строениями. После революции Земледельческая колония была реорганизована в детскую исправительно-трудовую колонию, просуществовавшую в Изваре до 1950-х годов. В её стенах блестяще осуществлялась программа по воспитанию беспризорных детей под девизом «Кто открывает школу – тот закрывает тюрьму».
Имя Николая Рериха, широко известное во всём цивилизованном мире, было незнакомо гражданам Советского Союза. Лишь благодаря старшему сыну Юрию, в 1957 году вернувшемуся в СССР и привезшему на историческую Родину картины, о творчестве Николая Рериха заговорили предметно.
В 1974 году, когда зарубежная общественность пышно отмечала 100-летие со дня рождения художника, в Изваре, где прошло детство и юность Н. К. Рериха, было решено создать мемориальный музей.
В том же 1974 году начались ремонтно-реставрационные работы в усадьбе, коснувшиеся не только восстановления зданий, но и расчистки парка с системой незамерзающих зимой родниковых озёр.
К 1978 году Изваре был возвращён дореволюционный облик, но лишь в июне 1984 года в двух комнатах главного усадебного дома состоялось торжественное открытие первой экспозиции музея «Николай Рерих в Изваре»
На территории музейного комплекса, располагающемся на территории 59,6 гектаров, есть сохраненный в первозданном виде Училищный дом земледельческой колонии, построенный с выдержкой стиля модерн и совмещенный с церковным приходом имени Казанской иконы Божией Матери.
Также в усадьбе-музее сохранили амбар XVIII века из дерева. Основной дом усадьбы выполнен из кирпича в середине XVIII века, имеющий деревянные дополнения вроде флигеля, веранды и мезонина, являющиеся наглядным сочетанием романтизма и классицизма. Из усадебных построек, помимо господского дома, сохранилась Форельная башня – образец «северного модерна» и другие сооружения.
На территории парка находятся три родниковых незамерзающих озера, дающие начало реке Изварке, еловая и липовая аллеи с вековыми деревьями.
В настоящее время в музейный комплекс включено 9 зданий XVIII – начала XX столетий. В бывшем господском доме воссоздано убранство гостиной с предметами мебели и личными вещами Рерихов, комнаты художника с его картинами.
В коллекции музея масса репродукций знаменитых рериховских картин, но есть и два подлинника, которые, скорее всего, были созданы именно здесь. Это этюд «Папоротники» и эскиз фрески «Вечер богатырства киевского» из цикла «Славянская сюита».
Помимо обыденных для всех коллекций фотографий и вырезок из газет, здесь есть довольно интересные экспонаты. В частности, целый зал, посвященный Пакту Рериха, где хранится символ общности всех культур — «Знамя мира» (три красных точки в красном кругу, символизирующие прошлое, настоящее и будущее). Интересна судьба этого пакта, ставшего родоначальником многочисленных деклараций ООН и Юнеско. Его подписали в 1935 в Вашингтоне главы США и двадцати стран Латинской Америки с целью защитить исторические памятники и музеи во время военных действий.
В музейном комплексе, имеющем официальный статус памятника природы, сейчас проходят посвящённые русско-индийским связям фестивали, выставки картин художников, тематические поэтические и музыкальные вечера, ежегодный областной праздник «Зажигайте сердца».
На базе музея действует общественная некоммерческая организация "Историко-культурный центр Извара", деятельность которого устремлена к идеалам культуры, духовной красоты, творчества, мира и созидания.
Главные цели центра - практическая реализация идей Н.К. Рериха о культурном строительстве, выраженных девизом "Мир через Культуру".
Основные направления деятельности Центра - поддержка творчества, реализующего понимание Культуры как синтеза искусства, науки и религии. В Музее ежегодно проводятся праздники, посвященные Дню рождения Н.К. Рериха, традиционные вечера в гостиной музея "Не гаснет свет рождественской звезды", ежегодные фестивали детского творчества "Дети - детям". При музее создается "Школа ремесел".
Николай Рерих, исконно русский живописец, волею судьбы завершивший свою жизнь в иммиграции, оставил завет потомкам:
«Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество…»
Карта
Дополнительная информация
Куда ехать?
Ленинградская область, Волосовский район, деревня Извара.
110 км от Санкт-Петербурга
N59.35196 E29.51777
На чем ехать?
Маршрутные такси № 655 от метро «Автово» и метро «Балтийская» до Волосово, далее маршрутками № 34, 34-а – до Извары.
Когда ехать?
Круглогодично с 10-30 до 17-30, выходные дни – понедельник и вторник. Санитарный день – последняя среда каждого месяца.
Сколько ехать?
Время в пути – от 1,5 часов
Надо ли платить за вход?
Прогулка по парку бесплатно, в музей-усадьбу вход платный.
Обязательно!
Зал, посвященный Пакту Рериха. Здесь хранится символ общности всех культур — «Знамя мира» (три красных точки в красном кругу, символизирующие прошлое, настоящее и будущее). Этот пакт стал родоначальником многочисленных деклараций ООН и Юнеско. Его подписали в 1935 в Вашингтоне главы США и двадцати стран Латинской Америки с целью защитить исторические памятники и музеи во время военных действий.