Памятник Императору и Самодержцу Всероссийскому Павлу I
Памятник Павлу I - один из самых главных символов старой Гатчины. Более 150 лет бронзовый император в парадном мундире и треуголке величественно возвышается на фигурном пьедестале из финского гранита.
Государь! Что вам видится в бронзовом сне?
Памятник Павлу I был создан через полвека после его трагической кончины в результате последнего в истории России дворцового переворота. Автор памятника императору – талантливый скульптор Иван Петрович Витали.
Витали – Джованни Витали, итальянец по происхождению, он воспитанием, языком, сюжетом своих произведений принадлежал России. Памятник Павлу I- это одно из лучших творений ваятеля.
Изысканное изящество - основной характер всех работ Витали, - писал о мастере главный хранитель Гатчинского дворца-музея и парка Владимир Кузьмич Макаров. - Этим изяществом полна и фигура Павла на гатчинском памятнике, очень мало похожего, стройного даже в длиннополом мундире и огромной, надетой набекрень, треуголке, с лицом благодушным и мечтательным. Как редко видели его таким на Гатчинском плац-параде...»
В исполнении модели статуи Павла I скульптор использовал знаменитый парадный портрет императора, написанный художником Степаном Щукиным и одобренный в свое время самим Павлом. Художник изобразил государя в мундире, в треуголке, опирающимся на трость. Одна нога слегка согнута в колене и выдвинута вперед. Таким же мы видим Павла I и в статуе Витали. Скульптор сохранил портретное сходство, присущее и портрету работы Щукина.
За работу над статуей Павла I мастер получил четыре тысячи рублей и Анну на шею (орден Святой Анны Второй степени). Отлитая на заводе Дюваля в Петербурге, скульптура была доставлена в Гатчину в феврале 1851 года. Николая I распорядился «хранить оную под воротами в полуциркулях к Кухонному флигелю, впредь до постановления на назначенное место».
Статуя отливалась в Санкт-Петербурге. Любопытно, что при изготовлении была создана ее точная копия, установленная впоследствии перед дворцом в Павловске. Среди современников памятник не получил единодушного одобрения. Так, например, скульптор Николай Рамазанов в своих «Материалах для истории художеств в России» сообщал, что по его мнению Павел, «очень мало похожий, стройный, в длиннополом мундире и огромной, надетой набекрень треуголке», не удался.
Одновременно был изготовлен и гранитный пьедестал для памятника за 1725 рублей.
«Единороги» для Павла I
На торжественном открытии памятника, которое состоялось 1 августа 1851 года, присутствовали Николай I, его сын-наследник Александр Николаевич, члены царской фамилии и почетные гости. Перед монументом прошли торжественным маршем части гвардии и войска гатчинского гарнизона. Командовал парадом цесаревич, принимал парад царь, Павел Петрович взирал на это мероприятие с постамента и, вероятно, гордился потомками.
о дню торжеств в Гатчину из столицы доставили еще один «единорог», непосредственно связанный с именем Павла I. Это орудие было отлито по случаю рождения в 1798 году его сына - великого князя Михаила Павловича. «Единорог», весивший 34 пуда 16 фунтов, 21 января 1848 года император Николай I подарил в день рождения своему брату в честь его пятидесятилетия.
Торжественное событие не обошли своим вниманием тогдашние придворные художники. Так, живописец Его Величества, академик Шарлеман изобразил момент, когда у памятника Павлу I за часового стоял в мундире лейб-гвардии Павловского полка будущий наследник российского престола великий князь Александр Николаевич.
Памятник благополучно пережил все невзгоды прошлого столетия. В 1919 году его чуть не уничтожили революционные войска, но хранителям дворца удалось отстоять скульптуру. Не был разрушен памятник и во время немецкой оккупации. В последующие годы бронзовый Павел стал одним из самых любимых памятников жителей Гатчины, а курсанты Высшего Военно-морского радиотехнического училища, располагавшегося во дворце с 1953 по 1960 год, любили ежегодно в выпускной день наряжать царя в специально сшитую тельняшку.
Неприступный и романтичный Гатчинский дворец
С именем Павла I неразрывно связан Гатчинский Императорский дворец. Живописный рельеф, родниковые озера и речки с прозрачной водой, обширные леса позволили создать здесь великолепный ансамбль, центром которого стал необычный по своей архитектуре дворец с башнями и подземным ходом.
Центральный трехэтажный корпус соединяется дугообразными крыльями с Кухонным и Арсенальным каре, квадратными в плане и имеющими внутренние дворы. Облицованные камнем стены, строгая монументальная архитектура и бастионы со рвом делают Гатчинский дворец похожим на замок. Классицистический облик здания контрастирует с восхитительной роскошью внутренней отделки.
Построенный по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди в 1766—1781годах, дворец тринадцать лет был великокняжеской резиденцией, а затем пять лет – императорской. Свой романтический замок император Павел I сделал неприступным.
Еще с орловских времен в алькове Парадной опочивальни Гатчинского дворца имелась потайная дверь на темную узкую винтовую лестницу. По ней из парадных залов второго этажа можно было спуститься на нижний этаж главного корпуса и через туалетную комнату императора по той же потайной лестнице проследовать дальше в дворцовые подвалы, где и начинался подземный ход.
Павел часто пользовался потайной лестницей. Он любил устраивать своим гостям неожиданные сюрпризы,таинственным образом исчезая из дворца и так же неожиданно появляясь. На берегу Серебряного озера на небольшой деревянной пристани у грота «Эхо» его всегда ждал челнок и верный слуга. Путь из подземного хода дальше мог продолжаться и по воде.
Посещали подземный ход и некоторые высокие гости. Так, в 1797 году во время пребывания в Гатчинской мызе бывшего польского короля Станислава-Августа ему была устроена прогулка из дворца через подземный ход к гроту «Эхо» и далее по императорскому парку. Павел I доверил сопровождать почетного гостя своему ближайшему сподвижнику Сергею Ивановичу Плещееву, постоянному члену свиты государя.
Павел I остался доволен, видя какие яркие впечатления получил король Станислав-Август от всего увиденного: «Он сам говорит, что только здесь он чувствует себя действительно дома. И правда, что Павловск, при всем своем очаровании, лишь маленькое сокровище с Гатчиной, где все много величественнее».
В 1918 году залы Гатчинского дворца впервые были открыты для посещения, а вскоре небывалый поток туристов довоенной поры хлынул в этот очень популярный у ленинградцев музей. Большим успехом у экскурсантов пользовался открытый для обозрения подземный ход.
Великая Отечественная война нанесла значительный ущерб всему дворцово-парковому ансамблю. Первые отреставрированные парадные интерьеры ХVIII века были открыты для посетителей в 1985 году. Сегодня можно увидеть полностью восстановленные залы бельэтажа, посетить тематические выставки и Подземный ход, подняться на Сигнальную башню, а также прогуляться по парку и осмотреть многочисленные павильоны и уникальный Приоратский дворец
Кто нами правил? Павел! Павел!
Живописная кладка грота «Эхо», протянувшаяся по фасаду на 19 метров, издалека действительно воспринимается как естественная. Однако случайное сочетание глыб, низкий заглубленный арочный вход, декоративный кустарник, которым обсажен грот – результат художественной продуманности талантливого автора этого сооружения. Каждый камень подбирался и закреплялся на месте скрытыми в кладке железными связями. Декоративность светотеневой игры поверхности каменных глыб и глубоких швов и в наши дни делают «эту архитектурную игрушку привлекательной во все времена года».
Свое оригинальное название грот получил от ясно слышимых отголосков: многократного повторения человеческого голоса и звука шагов по каменным плитам, возникающих в глубине подземелья. Акустические особенности грота «Эхо» действительно очень необычны.
Известно, что в парках XVIII века сооружения, выдающие эхо, ценились и даже специально возводились для развлечения посетителей. Для них придумывались и особенные «кричалки»...
Гатчинское эхо тоже имеет свою историю. Громкое восклицание повторяется в подземной галерее несколько раз. Эхо «работает» не везде: оно отвечает лишь тому, кто встанет у второй от входа пары фонарей, и в этом состоит еще один инженерный секрет архитектора Ринальди.
Дополнительная информация
Куда ехать?
Ленинградская обл., Гатчина, Красноармейский пр., д. 1
50 км от Санкт-Петербурга
59.562769, 30.106691
На чем ехать?
Маршрутное такси № 18, 18-А от метро «Московская»
Автобус № 431 от метро «Московская»
Электричка с Балтийского вокзала до станции «Гатчина Балтийская»
Когда ехать?
Музей открыт с 10.00 до 18.00. Выходной — понедельник. Cанитарный день — первый вторник месяца.
Сколько ехать?
Время в пути – от 1 часа
Надо ли платить за вход?
Осмотр памятника бесплатно, вход во дворец платный.
Обязательно:
Зайдите в грот «Эхо» и проверьте, как это работает. Воспользуйтесь кричалками, сохранившимися со времен павловской эпохи.
«Какой цветок не боится мороза?! – Роза!»,
«Как звалась первая дева?! – Ева!»,
Но самым популярным у туристов, посещающих Гатчинский дворец, является восклицание:
«Кто нами правил?! – Павел!»
Очевидцы рассказывают, что иногда последнее слово эхо повторяет иногда до 30 раз.