Церковь Петра и Павла, Любань
Храм во имя Святых апостолов Петра и Павла в Любани- единственный железнодорожный храм в России, мемориал строителям 600-верстной Николаевской железной дороги, соединившей Санкт-Петербург и Москву.
Любань — город между двух столиц
Город Любань находится в двух часах езды на электричке от Санкт-Петербурга. Это небольшое поселение с церковью у железной дороги, ничем не примечательными домами, пустым перроном. Время здесь течет однообразно и спокойно, как и поезда, следующие из Санкт-Петербурга в Москву и обратно.
Но история этого населенного пункта поражает количеством великих личностей и событий, связанных с церковью, название которой — Храм во имя Святых апостолов Петра и Павла. Золотой век Любани пришелся на вторую половину XIX столетия. Все началось с того, что в России построили первую крупную железную дорогу, соединяющую Москву и Петербург. Любань же, стоящая между двумя столицами, сама стала своего рода столицей — главным городом русских железнодорожников. Здесь строили свои дачи крупные чины железнодорожного ведомства, здесь царил образцовый порядок, здесь запросто можно было встретить прогуливающихся генералов в лентах и звездах, нарядных светских дам. Еще Любань называли тогда городом цветов: местные обыватели богатели, продавая цветы проезжающим, которые не мыслили встречу на вокзале без букета.
Храм хорошего тона
Положение обязывало: городу требовался достойный храм. Строить его поручили Константину Андреевичу Тону — автору храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца. Прославленный зодчий выстроил церковь в своей обычной манере, сочетающей простоту и нарядность, внушительную массивность и изящество. Храм, призванный служить памятником строителям Николаевской железной дороги, освятили во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. И это не случайно: генерала Мельникова, первого русского министра путей сообщения, звали Павлом Петровичем.
Храм строился на добровольные пожертвования, большую часть которых вложил Павел Петрович Мельников. Позднее, уйдя в отставку и поселившись в Любани, Мельников подарил церкви иконостас. В 1867 году в Любани возвели изящную каменную церковь святых Петра и Павла. В ней была установлена доска с именами всех значительных строителей магистрали-всего 79 человек. В 1880 году Павел Петрович Мельников ушел из жизни и был похоронен под алтарем построенной им церкви, вблизи железнодорожной станции.
За золотым веком — век железный
Сразу же за Золотым веком Любани наступил век Железный. Советская власть закрыла Петропавловскую церковь; в декабре 1937 года любанское духовенство было расстреляно.
Потом был период немецкой оккупации. Отступая, противник прихватил с собой целый вагон икон и церковной утвари. Сохранилась лишь почитаемая любанцами старинного письма Тихвинская икона Божией Матери. Ее укрыла у себя благочестивая раба Божия Мария, а в благодарность Пречистая Дева сохранила ее дом от пожара, в котором сгорела вся деревня.
Любанский же храм не уцелел: в него попал артиллерийский снаряд. В разрушенной церкви устроили овощехранилище. Когда в начале 50-х годов в Любань приехала группа студентов-железнодорожников, чтобы поклониться праху Павла Мельникова, оказалось, что прежде нужно убрать с его могилы гору картошки. Потом закрылось и овощехранилище, а Петропавловский храм превратился в развалины. Такой и увидел эту церковь протоиерей Евгений Бабинцев, назначенный настоятелем этих голых стен- без крыши, с вышибленными окнами и дверями.
И в молитве о здравии всех путешествующих.
Храм восстанавливался долго и тяжело. Отец Евгений Бабинцев вспоминает, что первый церковный колокол он раздобыл в соседней воинской части — обменял на телевизор, специально для этого купленный. Колокол был выкрашен в красный цвет: военные приспособили его для отбивания пожарного набата.
Освятили восстановленный Петропавловский храм в 1999 году. Любанская церковь снова стала главным железнодорожным храмом страны, памятником всем строителям стальных магистралей.
Для Любани начинался Серебряный век. Позолоченным серебром отливают сейчас стены восстановленного храма, серебряной ризой одета старинная Тихвинская икона Божией Матери. Еще одна икона храма с изображением святого Макария Римлянина тесно связана с Любанью. Об этом святом известно, что в XVI веке, пройдя долгий путь из Рима в Россию, Макарий был благословлен на пустынножительство в болотах недалеко от Любани. Впоследствии эти болота были названы макарьевскими, а нуждающиеся в помощи люди, посещавшие их, получали исцеление.
3 августа 2002 г. в день рождения и смерти П. П. Мельникова его прах был перенесен из сквера на место его первоначального погребения под алтарем церкви.
3 августа 1999 в День железнодорожника, рядом с Петропавловским храмом было освящено надгробие могилы инженера, генерал-лейтенанта путей сообщения Аполлона Алексеевича Серебрякова. С 1855 года в течение десяти лет прослужил он начальником Николаевской железной дороги и много сил отдал для процветания железнодорожного дела в России.
Петропавловская Любанская церковь — творение великого К. Н. Тона — вновь стала одним из красивейших храмов области. Но замечательна она не только своей красотой.
«Когда вы едете по дороге, соединяющей Петербург и Москву, да и вообще, когда едете по железной дороге, — говорит отец Евгений Бабинцев, — вспомните, пожалуйста, о том, что есть такой город — Любань. В нем есть церковь, где каждый день молятся о здравии всех путешествующих на поездах».
Дополнительная информация
Куда ехать?
Ленинградская область, Тосненский район, Любань, Загородное шоссе, д.1
100 км от Санкт-Петербурга
59.353303, 31.250621
На чем ехать?
Электричка с Московского вокзала
Когда ехать?
Храм открыт ежедневно
Сколько ехать?
Время в пути — от 2 часов
Надо ли платить за вход?
Вход свободный
Храм в Любани — единственный в России храм железнодорожников
Обязательно:
В поселке Сельцо в трех километрах от Любани, на вечной стоянке стоит довольно редкий вид бронемашины. Это артиллерийский тягач полубронированный (АТ-П) послевоенной разработки КБ Астрова, потомок довоенного «Комсомольца». АТ-П был создан в Мытищах в 1949 году. Он получился вполне удачной машиной, в течение длительного времени находился на вооружении советской, а затем и российской армии, и был снят с вооружения лишь в 1998 году.