Церковь Воскресения Христова в Суйде
Храм расположен в живописной исторической местности и открыт для всех, кто обратился к Богу или только еще на пути к Нему.
Зарождение семьи Александра Пушкина
Первая церковь Воскресения Христова была построена здешним помещиком графом Апраксиным в 1718 г. Воскресенская церковь находилась на старинном погосте в полуверсте от господского дома. Существует версия, что церковь была своеобразным памятником русским солдатам, которые пали в боях в годы Северной войны, в которой участвовал сам Апраксин. Известно, что в районе Суйды, проходило одно из крупнейших военных сражений. Возможно, рядом с церковью находились могилы русских воинов. По легенде в этой церкви бывал и сам Петр Первый, который гостил в усадьбе Апраксина.

В 1759 г. Суйдинская мыза была приобретена у потомков Апраксина Абрамом Петровичем Ганнибалом. Новый владелец заботился о поместной церкви в Суйде, где он состоял усердным прихожанином. Он передал в свое время в дар храму много духовных книг. Именно в этой церкви 28 сентября 1796 г. Надежда Осиповна Ганнибал, внучка А.П. Ганнибала, венчалась с Сергеем Львовичем Пушкиным.
После свадьбы молодые живут в Суйде, лишь на зимний период переезжая в Петербург. Весной 1798 года Пушкины спешат в Суйду. Однако жить в деревне им скучно, и семья принимает решение уехать в Москву. Переезд по каким-то причинам затягивается до конца 1798 года. Поэтому в древнюю столицу Надежда Осиповна едет, уже ожидая прибавления в семействе. Задержись она еще на некоторое время, вся Россия сегодня называла бы Суйду родиной великого поэта. Получается, что Александр Сергеевич Пушкин мог бы родиться и креститься на гатчинской земле.
В этом же храме молилась любимая няня А.С. Пушкина, уроженка Суйды, Арина Родионовна. Здесь ее крестили, здесь же она венчалась с кобринским крестьянином Федором Матвеевым в год смерти Ганнибала. Все творчество Пушкина, в той или иной степени, пронизано русским народным духом и православной основой, которые в нем, в значительной степени, привила и воспитала его няня.
Бывал ли Александр Сергеевич в своей родовой церкви, неизвестно. В 1800 году родители привозили его в эти места еще совсем маленьким и на короткое время делали остановку в Суйде, решая дела, связанные с продажей имения в Кобрино. Должны были заехать и в родную церковь, поставить свечку о упокоении души раба Божьего Авраама.

Древняя земля – Суйда
Суйда – очень древнее селение. Документально название – Суйда, впервые зафиксировано в Новгородской писцовой книге 1499 года. В ней среди сел и деревень Водской пятины Великого Новгорода, упоминается «село Суйда в Никольском Суйдовском погосте».
В то далекое время, в трех верстах от села, уже существовал небольшой женский монастырь. «А на погосте – монастырек, - сообщается в Писцовой книге, - А в нем – церковь Велики Никола, а живут в том монастыре черницы».
Интересно отметить, что на территории этого погоста располагалось старинное селение Хотчино, ставшее впоследствии городом Гатчина.
Суйдинские храмы всегда занимали особое место среди духовных святынь окрестностей Гатчины.
И не только благодаря своей удивительной истории. Ведь другой церкви, посвященной светлому празднику Воскресения Христова, в нашем крае больше не существует.

Короткий век нового храма
К середине XIX века старая церковь Воскресенская церковь пришла в ветхость и требовала ремонта. Своим местонахождением она была неудобна для прихожан, так как располагалась на кладбище, в отдалении от села. Поэтому священнослужители обратились к местным помещикам и вышестоящему духовенству с просьбой рассмотреть вопрос о строительстве нового храма, для которого было выбрано другое место – центральная площадь в селе Воскресенское.
В 1845 г. Н.С. Малиновский, заведующий суйдинским имением с прихожанами и причтом просил у начальства разрешения выстроить новую каменную церковь за свой счёт. Надзор за строительством был поручен Автоному Степанову, архитектору Сиротского института (Гатчина). После получения разрешения была построена деревянная временная церковь, похожая на старую. Храм являлся однопрестольным. В нем хранились такие святыни, как иконы Тихвинской Божией Матери, Воскресения Христова, пророка Илии, ковчежец с частицей мощей Исаакия Печерского, священные сосуды.
Рядом с этой церковью в 1916 г. был построен еще один храм, тоже Воскресенский, третий по счёту, старая же церковь была превращена в часовню. С 1937 г. в помещении старой Воскресенской церкви располагался клуб, рядом – дом протоиерея Николая Быстрякова. Очень трагична и насыщенна судьба этого пастыря-исповедника. Во время Великой Отечественной войны он служил в Псковской миссии. Когда пришли советские войска, священник был арестован, и сослан в лагерь в Казахстан, где и умер.
В августе 1941 г. новая церковь сгорела от попадания снаряда. Вся утварь из неё местными жителями совместно с немцами была перенесена в старый храм. Во время оккупации богослужения в храме не прекращались. В 1964 г. Воскресенский храм сгорел. После пожара чудом уцелели дом священника и колокола храмовой звонницы. Долгое время строить новый храм в Суйде не разрешали.

Храм в наши дни
Только в 1990 году усилиями группы жителей Воскресенской волости было получено благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) на строительство нового храма Воскресения Христова.
Благородную идею вернуть к жизни уничтоженную когда-то церковь поддержали глава Воскресенской волости Валентина Павловна Белякова и глава Администрации Гатчинского района Анатолий Алексеевич Ледовских.
Был выделен участок земли при въезде в усадьбу Ганнибалов, и 1 июня 1992 года настоятель Павловского собора протоиерей Владимир Феер совершил молебен на начало строительства. Жители окрестных сел и деревень собрали первые пожертвования, и начались работы по возведению храма.
Постройка храма совершалась по эскизам местного архитектора Александра Александровича Семочкина, бригадой под руководством его сыновей Егора и Дмитрия. Все тяжести организации строительства, приобретения материалов, поиска средств взяла на себя жительница поселка Высокоключевой - художник Филиппова Валентина Ивановна вместе со своей семьей.
Строительство храма происходило в тяжелые 90-е годы, когда вера стала возрождаться, но материальная жизнь разрушалась, а большая часть людей обеднела. Валентина Ивановна часто вспоминает, что возведение храма стало возможным только по милости Божией участием людей, сердец которых коснулась благодать Божия.
Наиболее весомый материальный вклад в строительство внесли: Геннадий Николаевич Тимченко, Николай Петрович Ботка, Михаил Адамович Новиков, Иван Григорьевич Козлов. В храме непрестанно возносится молитва о строителях, благотворителях, благоукрасителях и всех потрудившихся.
Тяжесть этого периода в жизни поселка и всей страны сказалась на длительном времени строительства. Лишь спустя почти 10 лет, в марте 2001 года, было завершено основное строительство, храм был освящен благочинным храмов Гатчинского округа протоиереем Владимиром Феером, и начались регулярные богослужения.
Первым настоятелем стал священник, ныне протоиерей, Александр Паничкин, которому выпали основные трудности организации богослужения, быта Прихода, обустройства храма, налаживания повседневной жизни. Трудами настоятеля и его помощников храм стал центром духовной жизни всей округи. Жизнь Прихода разнообразна.
Помимо богослужений – это и участие в жизни поселения, совместные мероприятия с общеобразовательными школами, посильная забота о нуждающихся. При храме на регулярной основе действует воскресная школа под руководством замечательного педагога Ирины Азовцевой. Службы проводятся по выходным и праздничным дням, утром и вечером. Богослужения совершаются в часовне, храме, на кладбищах. При храме оборудован православный видеолекторий, библиотека православной литературы.
Адрес:
188327, Ленинградская область, Гатчинский район, с. Воскресенское (Суйда), ул. Центральная, д. 1.