Усадьба купца Елисеева в посёлке Белогорка
Одно из самых удивительных по красоте поместий сохранилось на живописном берегу реки Оредеж недалеко от станции Сиверская. Это усадьба Белогорка, славная не только историческим прошлым, но и своим усадебным домом в стиле модерн, не имеющим аналогов по архитектурным особенностям. Местные жители и окрестные дачники называют его Елисеевским замком.

Белля Горка
История усадьбы Белогорка начинается с 1796 года, когда эти земли были пожалованы императором Павлом I генералу Петру Малютину. Вскоре генерал продал подарок. Приобрел земли выходец из Страсбурга, предводитель дворянства Царскосельского уезда Франц Белль. Память о нем навсегда в названии этого места — основанная им усадьба так и называлась — Белля Горка и только в конце ХIХ века превратилась в Белогорку.
Белль выстроил усадьбу на высоком правом берегу Оредежа, напротив деревни, раскинувшейся на низком левом берегу реки. Деревянный барский дом поставили у края берегового откоса. Из надворных построек сформировали парадный двор, разбили огороды, фруктовые сады, поставили теплицы, оранжереи, хранилища. По обе стороны строений, вдоль реки, на основе естественного лесного массива создали пейзажный парк, прорезанный плавными дорожками. Берег реки укрепили подпорной зигзагообразной стеной, на склоне устроили террасы, проложили лестницы, ведущие с уступа на уступ.
Наследники Франца Белля, ставшие после него владельцами Белогорки, практически ничего в ней не меняли. Усадьба площадью в 30 десятин была вполне представительной и комфортабельной для XIX столетия.

Елисеевский дом-дворец на берегу Оредежа
В начале ХХ века на берегу Оредежа назад появился необычный дом-дворец, напоминающий суровый романтический замок. Такую постройку мог позволить себе только очень состоятельный человек. Так оно и было. С 1898 года Белогорка перешла в собственность к богатейшей петербургской фамилии Елисеевых. Знаменитый купец, Поставщик Двора Его Императорского Величества Александр Григорьевич Елисеев преподнес его своей дочери Елизавете Александровне в качестве свадебного подарка.
Усадебный дом в Белогорке открыт окружающим просторам и прекрасно смотрится со всех сторон. Дом построен в 1912 году в стиле модерн по проекту архитектора Тавлинова, хотя некоторое время авторство Белогорского замка предписывали зодчему Гавриилу Барановскому.
Здание отличают динамичные, сложные по композиции фасады. Лицевой фасад — это прямые плоскости стен, прорезанные небольшими щипцами. Вертикали цилиндрических эркеров перемежаются круглыми и гранёными башнями с разнообразными завершениями.
На фасаде, выходящем к реке, разновысотные объемы переходят друг в друга. Этот беспокойный ритм усиливается и многочисленными дымовыми трубами. Ступенчатость и перепад высот в здании издали прекрасно гармонируют с террасами берега.
Облицованные светлой керамической плиткой гладкие стеновые плоскости контрастно сочетаются с цоколем, сложенным из грубо отёсанных каменных блоков. Из натурального камня выполнены также портал главного входа, оконные проёмы и лестница со многими маршами со стороны реки.

Усадебная церковь — чудесная архитектурная импровизация
Церковь, возведённая в 1904–1906 годах инженером путей сообщения Степаном Овсянниковым, не имела определённого исторического прототипа. Зодчий создал свободную импровизацию легкоузнаваемых древнерусских мотивов. Эпичность небольшому храму придали укрупнённые формы декора. Арочные проёмы и закомары, карнизы и нарядные наличники сочно выделялись на цветном фоне стен, придавая зданию мягкость и живописность.
Церковь освятили в 1906 году во имя св. Николая Чудотворца, в память умершего тремя годами ранее мужа Елизаветы Александровны — гвардейского капитана Николая Новинского. Вторым браком Елизавета Александровна сочеталась со статским советником Иваном Фоминым. Поначалу церковь являлась домовым храмом, а в 1910 году стала приходской. Рядом с храмом возвели двухэтажный дом священника и здание двухклассного народного училища.
Службы в церкви велись до 1936 года. Затем её настоятель был арестован и отправлен в лагерь, а сам храм превратили в склад. Уже в середине 1960-х из него сделали местный Дом культуры. Для этого снесли купола, колокольню и перестроили внутреннее пространство храма. Приходской церковью храм снова стал в 1993 году.

Царский подарок для исследователей сельского хозяйства
В новое, социалистическое время, Белогорка повторила судьбу многих российских усадеб. Белогорка была конфискована и в 1925 году здесь открылась опытная сельскохозяйственная станция.
Во время войны в доме размещался штаб разведки 18-й немецкой армии. Вся деревянная «начинка» замка погиба от пожара, который спровоцировали фашисты во время отступления в 1944 году.
После Великой Отечественной войны была отдана в распоряжение Северо-Западному НИИ сельского хозяйства (ныне — Ленинградский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Россельхозакадемии). В бывшем господском доме-замке находились комнаты отдыха для сотрудников НИИ.
В конце прошлого века, с наступлением снова новых времен, усадьбу забросили и она пришла в запустение. Кинематографисты стали использовать бесхозное здание и запущенный парк для съемок фильмов ужасов. Сейчас обсуждаются планы по восстановлению Белогорки и созданию здесь дома отдыха.

Дополнительная информация

Куда ехать?
Ленинградская обл., Гатчинский район, поселок Белогорка
80 км от Санкт-Петербурга
59°57’13.4"N 31°02’18.1"E
На чем ехать?
Электричка с Балтийского вокзала до станции Сиверская.
Затем автобусы № 2, 2э и 506 до Белогорки
Когда ехать?
Круглогодично
Сколько ехать?
Время в пути — от 1,5 часа
Надо ли платить за вход?
Вход свободный
Обязательно!
Посетить памятник природы «Обнажения девона на реке Оредеж у посёлка Белогорка». Он располагается на правом берегу реки Орежед примерно в 3 км от станции «Сиверская». Представляет собой выходы на поверхность геологических пород ордовинского и девонского возраста — 40 миллионов лет, в которых сохранились ископаемые останки панцирных рыб. Сочетания красноцветных девонских отложений с зелеными задерноваными участками, синей водой в реке и голубым небом в солнечную погоду придают объекту кроме научного, большую эстетическую ценность.