Дискуссия «Архитекторы VS Девелоперы»: баланс между экономикой и творчеством
2 июля на бизнес-завтраке в рамках конкурса «Доверие потребителя-2025» состоялась дискуссия между архитекторами и девелоперами. Темой обсуждения стал вопрос, как им найти общий язык, чтобы создать баланс между экономикой и творчеством в строительстве жилых комплексов.

«В названии звучит слово «VS» — противостояние. Но мы здесь не для спора, а для поиска баланса, — отметила модератор дискуссии основатель маркетингового агентства SETEVIE Евгения Гончарова. — Сегодня за одним столом — те, кто формируют не просто здания, а среду, в которой будут жить. Но часто эти два мира — архитектура и девелопмент — разговаривают на разных языках.
С одной стороны — экономика проекта, сроки, нормативы, себестоимость и продажи. С другой — ценность среды, выразительность образа, долгосрочная идентичность. Кто виноват, что наши спальные районы зачастую выглядят как гетто? Девелоперы, которые не дают развернуться творческой мысли или архитекторы, которые не могут предложить интересные решения в заданных рамках?
Сегодня архитекторы всё чаще говорят: «Нам не дают творить», а девелоперы в ответ: «Нам нужно строить эффективно». Но рынок меняется. Пользователь становится более требовательным. Проекты — сложнее. А ценность — шире, чем просто фасад и цена за метр.
Наша цель — не определить, кто главный, а понять: как услышать друг друга и создать совместную архитектурно-девелоперскую логику проекта».
Кто задаёт облик проекта?
Обе стороны признают важность ценностей друг друга, но смотрят на них под разным углом.
Как заметила генеральный директор агентства недвижимости ГК «КВС» Анжелика Альшаева, в поиске архитектурных решений не существует универсального баланса между бизнесом и креативом. Каждый проект — это уникальный кейс с собственными вводными, задачами и приоритетами. «Иногда на первый план выходит художественная идея, иногда — функциональность, но в любом случае мы стремимся к тому, чтобы итоговый продукт был и красивым, и удобным для жизни».
Порой условия девелоперов бывают достаточно жесткими, отметил Евгений Подгорнов, директор и главный архитектор Архитектурной студии «ИНТЕРКОЛУМНИУМ». Однако, иногда архитектору настоять на своем видении необходимо. — Особенно в случаях, когда девелопер выходит на рынок впервые, и у него не хватает практического опыта.
Как в спальном районе сделать выразительный проект?
Архитекторы считают, что красота добавляет долгосрочную ценность, а девелоперы готовы платить за «умные» решения, которые сочетают эстетику и экономию.
По словам Олега Манова, руководителя Архитектурной мастерской FUTURA-Architects, на первой стадии проекта оптимально предлагать заказчику несколько вариантов – тот, что хочет заказчик, что предлагает сам архитектор, и тот, что «ложится» в контекст территории. И зачастую оказывается, что красиво – это не всегда дорого.
Как заметил директор по проектированию Группы RBI Павел Быков, архитекторы часто приносят девелоперам классные решения, но уложить их в бюджет – непростая задача, требующая совместной работы от обеих сторон. Например, кирпичный фасад можно сымитировать десятками способов, но и разница в стоимости будет колоссальной. На дорогих элитных проектах можно не экономить, но есть и другие сегменты, другие качественные проекты, где можно и нужно добиваться хорошего результата при меньших затратах.
Обсудили ограничения нормативов, которые сужают свободу архитекторов. Девелоперы указывают, что иногда архитекторы усложняют проекты, а фасады на рендерах часто не совпадают с реальностью из-за отсутствия авторского надзора.
Кто разрабатывает планировки?
«Нет ничего хуже, чем ошибиться с градостроительным продуктом, — заметила Анжелика Альшаева. – Потому что это история в долгую. Если ошибся с ценой, ее можно откорректировать. А вот планировочные решения исправить нельзя. Я не видела еще ни одного идеально выполненного технического задания. Это всегда компромисс. Договориться с архитекторами можно, но далеко не всегда». Между тем любое архитектурное бюро должно иметь творческое начало и блюсти свою эстетическую составляющую.
«Архитектору важно не просто выполнять техническое задание, а уметь отстаивать позицию именно архитектурной целостности проекта».
Директор по развитию ГК «ТРЕСТ» Михаил Погодин считает, что архитектурные студии иногда не учитывают эксплуатацию зданий и удобство пользователей. Планировка квартир – удел девелоперов, она должна продавать сама себя. В компании есть специальный отдел, который разрабатывает семейные планировочные решения совместно с отделами рекламы и продаж. Итоговая концепция и техническое задание передается архитекторам. После прорисовки планировок вновь проводится подетальный «шторм», и только после этого согласованный вариант передается в рекламу.
Почему имя архитектора редко упоминается в маркетинге проектов?
Девелоперы объясняют это отсутствием участия архитекторов в коммуникациях, а архитекторы считают, что без этого их труд недооценивают.
Как заметила Анжелика Альшаева, здесь много зависит от класса жилья и позиции самого архитектора. «Если это массовая застройка, то сам архитектор не очень хочет, чтобы звучало его имя».
Как прокомментировала исполнительный директор оргкомитета «Доверие потребителя» Валентина Нагиева, уже три года при подведении итогов конкурса и представлении финалистов авторы архитектурного проекта всегда упоминаются – в карточках объектов на сайте и во время проведения церемонии награждения.