Где жили знаменитые петербургские педагоги и куда стоит переехать современным учителям
Петербург не зря считается педагогической столицей России: здесь появился первый в стране профильный вуз, была основана первая в империи гимназия, сложились методики преподавания, которыми пользуются до сих пор. В этом материале расскажем, как работали и жили известные учителя Северной столицы. А заодно узнаем, много ли общего у них с современными коллегами.

Константин Ушинский «Отец русской педагогики»
Ушинский стал первым профессиональным педагогом в России. Благодаря ему преподавание «доросло» до настоящей науки. Труды Константина Дмитриевича до сих пор штудируют студенты педагогических университетов: книга «Человек как предмет воспитания» не потеряла актуальности даже через 157 лет после выхода.
«Знакомы» с Ушинским и современные ученики начальной школы — несмотря на то, что его хрестоматия «Детский мир» вышла в далеком 1861 году. Ведь все, что автор выбрал для книги, до сих пор входит в учебники чтения и литературы: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Зима», «Зимняя дорога» Пушкина; баллады Жуковского; стихи Лермонтова, Тютчева; произведения Тургенева («Воробей» из «Записок охотника») и многое другое.
В Петербург Константин Дмитриевич приехал в 29 лет, уже опытным педагогом. Одним из мест его работы стал знаменитый Смольный институт, где давали образование девочкам-дворянкам. Став инспектором учебного заведения, он совершил в нем своего рода революцию: потребовал вести занятия на русском языке, а не на французском.
До Ушинского обучение барышень сводилось к танцам, музицированию и изучению иностранных языков. Всего за два года знаменитый педагог значительно изменил старые порядки и заложил основу нового стандарта женского образования в России. В институте появился двухлетний педагогический курс, по окончании которого девушки сами могли преподавать в школах. Благодаря этому многие воспитанницы получили почти немыслимую ранее возможность самостоятельного заработка.
При этом сам педагог, видимо, большого достатка не нажил. В Петербурге он некоторое время обитал (скорее всего, из соображений экономии) в квартире коллеги — также известного педагога Льва Модзалевского. Тот жил в доходном доме Кононова на Фурштатской улице, 33.
Еще одним петербургским адресом Ушинского стал доходный дом Ожеровского — Большая Московская улица, 8. Типичный для нашего города двор: желтый «непарадный» фасад, полнейшее отсутствие деревьев.
Конец жизни Ушинский провел в длительной командировке по Европе, затем «осел» в Крыму.
Петр Лесгафт «В здоровом теле здоровый дух»
Без уроков физкультуры российскую школу представить трудно. Но так было не всегда. Физическое воспитание в учебном расписании появилось во многом благодаря Петру Францевичу Лесгафту.
В 1896 году в Афинах прошли первые со времен античности летние Олимпийские игры. В том же году в Петербурге (не без труда!) врач и педагог профессор Петр Лесгафт получил разрешение на открытие «Временных курсов для приготовления руководительниц физического воспитания и игр». Их целью было подготовить учителей гимнастики: сначала — только женщин, позднее и мужчин. Сегодня мы знаем это учебное заведение как Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья, носящий имя своего основателя.
Как мы уже упомянули, особой поддержки властей идея Петра Францевича не получила: средства на помещение для курсов выделило вовсе не государство, а ученик педагога, сын сибирского золотопромышленника Иннокентий Михайлович Сибиряков. Учебное заведение располагалось в здании по адресу улица Торговая, 25 (ныне — Союза Печатников ул., 25А). Сам П. Ф. Лесгафт тоже жил в этом доме: согласно архивным документам, он занимал квартиру № 11.
Интересно, что долгие годы после смерти самого профессора в здании на улице Торговой, 25, жили ученики и последователи П. Ф. Лесгафта, а также их потомки. Этот дом так и прозвали — «лесгафтовский». Сейчас в нем офисный центр и гостиница.
Карл Май «Сперва любить, потом учить»
«Майские жуки» — так с гордостью называли себя Рерихи, Семеновы-Тян-Шанские, Римские-Корсаковы, Бенуа. Целые поколения этих известных семейств обучались «у Мая»: в частной школе для мальчиков на Васильевском острове. Ее основал обрусевший немец Карл Иванович Май, педагог-новатор, ученик Константина Ушинского. Для школы построили здание на 14-й линии, дом 39. Над аркой входной двери красовался барельеф в виде майского жука.
Первые годы существования школы Карл Иванович Май преподавал арифметику, всеобщую историю, древние языки и географию. С ростом школы почти все предметы Май передал другим педагогам, но с любимой географией не расстался и учил ей почти 40 лет.
Созданная в школе на Васильевском система воспитания и образования была основана на девизе Яна Амоса Коменского «Сперва любить, потом учить». Она предусматривала развитие индивидуальных способностей каждого ученика, уважительное и доверительное отношение к нему как к будущей личности. По утрам директор приветственно пожимал руку каждому ученику, а вечером следил, чтобы воспитанники выглядели аккуратно, были одеты по погоде и застегнуты на все пуговицы. Карл Иванович часто обедал вместе с учениками и преподавателями, жившими в пансионе при школе, а также любил поговорить с подопечными на переменах. По воспоминаниям выпускников, он по-отечески относился к ученикам и старался им помочь. Например, давал дополнительные уроки отстающим, лично навещал заболевших.
Но школа Мая не только поэтому была особенной. Он впервые ввел специализацию в рамках одного учебного заведения: с пятого класса родители или сами дети выбирали направление для дальнейшей учебы. Одни изучали латинский и греческий языки, как в классических гимназиях.
Другие сосредотачивались на естественной истории, химии, рисовании с черчением, углубленной математике и современных языках (немецком, французском и, по желанию, английском).
Было и небольшое коммерческое отделение, готовившее учеников к работе в предпринимательстве. Там, например, читали курс так называемой купеческой арифметики. Именно поэтому школа выпускала и успешных технарей, и известных гуманитариев, и знаменитых деятелей искусств, и крупных предпринимателей.
Всю свою жизнь Карл Иванович был простым и скромным человеком: он жил при школе на 14-линии. С 1978 года здание занимает Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН (СПИИРАН). В 1995 году в нем открыли музей, посвященный истории школы.
Сколько зарабатывали и как жили учителя?
Жалованье педагогов зависело от статуса. Самый высокий — у преподавателей гимназий, особенно предметников. Их называли учителями «наук» (в отличие от учителей «искусств» — чистописания, рисования, музыки, рукоделия, танцев). «Научники» считались привилегированной группой среди педагогов — и как раз они обычно заканчивали университеты.
Самый низкий статус был у учителей народных училищ. Сами они тоже чаще всего являлись выходцами из непривилегированных сословий — крестьян и разночинцев.
Многие учителя — преподаватели гимназий и казенных училищ — состояли на государственной службе. Это давало определенные преимущества: стабильность, чин, личное, а иногда и потомственное дворянство, некоторое продвижение по службе, пенсию. Также учителям государственных образовательных учреждений могли предоставлять жилье с компенсацией затрат на его отопление и освещение.
Куда хуже обстояло дело в провинции: даже у гимназий помещения не всегда соответствовали элементарным требованиям гигиены, объема пространства и освещенности. Что уж говорить об уездных школах и училищах! Зачастую комнаты для занятий были темными, тесными, сырыми и холодными.
Некоторые уездные педагоги не могли себе позволить приобрести или снимать жилье и поэтому жили прямо в зданиях школ. Учитывая их уровень, комфортной такую жизнь вряд ли назовешь.
В 2016 году Счётная палата РФ рассказала, сколько получали учителя в 1913 году в переводе на современные деньги. Средняя зарплата преподавателя гимназии, согласно ведомству, в 1913 году составляла 85 рублей в месяц (1020 рублей в год), что в пересчете на цены 2016 года аналогично зарплате в 128 669 рублей. Это было больше, чем жалованье среднего чиновника (62 рубля в месяц) и слесаря (56,8 рубля) — и намного больше, чем зарплата, например, дворника (18 рублей).
Однако земские учителя (а их было большинство) зарабатывали всего 30 рублей в месяц. По ценам 2016 года выходит сумма в 45,5 тысячи рублей. При этом на аренду небольшой квартиры в Москве требовалось минимум 15−20 рублей (22−30 тысяч) в месяц. Также нужно было платить за отопление (3−5 рублей — 4,5−7,5 тысячи) и за освещение (около одного рубля — 1,5 тысячи по современному курсу). Таким образом, траты на содержание семьи, съем жилья и самое необходимое составляли от 44 до 51 рубля. Многим приходилось отдавать практически всю зарплату.
Как поселиться рядом со школой
Преподаватели должны не только работать в комфортных школах, но и жить в пешей доступности от места службы — в уютных, современных и безопасных кварталах. В этом убеждена команда застройщика ГК «КВС». В знак признательности педагогам группа компаний предоставляет им дополнительную скидку 2% на квартиры в своих жилых комплексах (суммируется с другими скидками)*. Программа действует на покупку квартиры в трех ЖК:
«Ясно.Янино», Всеволожский район, в 20 минутах езды от станции метро «Проспект Большевиков»
Микрорайон примыкает к живописному Ржевскому лесопарку и строится по принципам современной урбанистики: средняя этажность, уютные дворы. У домов высокий (В) или очень высокий (А) класс энергоэффективности — жители смогут экономить на коммунальных платежах.
Зеленые дворы отличаются продуманным благоустройством: современные детские площадки, зоны для спокойного и активного отдыха, тренажеры, спортивная площадка. Велосипедные и пешеходные дорожки проходят по территории комплекса и вдоль лесопарка.
Олимпийские кварталы «ЮгТаун», на границе Московского и Пушкинского районов, до ближайшего метро «Московская» — всего 20 минут езды
Этот проект состоит из домов высотой всего 5 этажей. Все дворы закрыты от машин и посторонних, а территория находится под круглосуточным видеонаблюдением.
Любимое место для встреч и прогулок жителей квартала — собственный парк «Олимпийские надежды», оформленный в античной тематике. Профессор Лесгафт точно бы оценил!
«Патио. Уютный квартал», Всеволожский район, 25 минут езды от Петербурга. Ближайшие станции метро — «Озерки» и «Проспект Просвещения»
Проект состоит из двух кирпично-белых корпусов, выполненных по принципу переменной этажности: от 5 до 12 этажей.
Концепция комплекса — уютный жилой квартал, где соседи знают друг друга, дружат и общаются. В «Патио» есть все для этого: закрытая дворовая территория с игровыми зонами для детей разных возрастов и пространством для спокойного отдыха взрослых, а также собственная живописная экотропа «Заповедный лабиринт» протяженностью около 3 км.
Образование в центре квартала
В каждом из упомянутых проектов ГК «КВС» уже сегодня создаются достойные места работы для педагогов.
Уже этой осенью двери откроет новая школа на 1200 мест в ЖК «Ясно.Янино». Внутри — современные учебные блоки для начальной и основной школы, медицинский блок, столовая, актовый и три спортивных зала, кружковые кабинеты, современная библиотека и многое другое!
С 1 сентября 2025 года войдет в строй и школа на 825 мест в Олимпийских кварталах «ЮгТаун». В трехэтажном здании предусмотрено все для разностороннего и комфортного развития: спортивный и актовый залы, помещения для изучения технологий, специализированные кабинеты основного образования и много других современных пространств.
А всего в нескольких минутах от «Патио. Уютный квартал» уже работает современная средняя школа № 3, рассчитанная на 825 учеников. Дети здесь обучаются по специально разработанной программе с инженерно-строительным уклоном. Учебный план позволяет качественно готовить выпускников к поступлению в престижные университеты Петербурга: СПбГАСУ, Политех Петра и Горный, которые входят в топ самых востребованных высших учебных заведений страны.