Как освещался город на Неве — от фонарей Петра до наших дней
Мы привыкли к тому, что городское пространство никогда не «гаснет». Фонари и подсветка фасадов заботятся о том, чтобы нам было удобно, а красота окружающей архитектуры не пропадала в темноте. Но, разумеется, так было не всегда. Рассказываем, с чего начинался вечно яркий Петербург и как современные девелоперы продолжают световые традиции Северной столицы.
Петр I и иллюминация победы
Самое первое городское освещение было устроено не для комфорта жителей, а в качестве праздничного украшения. В 1706 году император отмечал победу русских войск над шведскими под Калишем. В честь этого события из домов на нескольких улицах неподалеку от Петропавловки вынесли доступные тогда осветительные приборы: фонари с масляными лампами и восковыми свечами, немудреные плошки и даже шкалики.
Разумеется, Петр I, любивший порядок во всем, очень скоро занялся организацией регулярного освещения, которое тогда уже практиковалось в Европе. Главный архитектор Петербурга Жан-Батист Леблон включил фонари в планировку города. Он же нарисовал эскиз «образцового» светильника, который, однако, оказался довольно дорогим в изготовлении. Поэтому чуть позже его заменили на фонарь «голландского типа».
Самый первый стандартный уличный светильник установили у Зимнего дворца в 1720 году. Дальнейшим освещением столицы занялся обер-полицмейстер Антон Девиер, который, хотя и не с первой попытки, выбил у Сената средства на установку и обслуживание 595 фонарей. Они были расставлены довольно редко и работали на конопляном масле, дававшем тусклый свет. Поэтому не столько улучшали видимость, сколько указывали направление.
Гоголь и технический прогресс
Топливо, которым освещался Петербург, на протяжении многих десятилетий было далеко от идеала. «Далее, ради бога, далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо. Это счастие еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом», — восклицал Николай Гоголь в знаменитом «Невском проспекте». Неудивительно, что опасной для сюртуков жидкости стали искать альтернативу. В 1839 году появились газовые фонари, в 1849 — работающие на спирто-скипидарной смеси, в 1860 — керосиновые.
А в 1884 году на Невском зажглись электрические фонари дугового типа. Шестигранные светильники со стеклянной крышей походили на газовые, но внутри помещался цилиндр с регулятором угольных стержней. Плафон поднимался и опускался, чтобы фонарщик мог ежедневно менять стержни.
В 1914 году в Петербурге было около 3000 электрических светильников: с лампами накаливания и дуговых (они исчезли в Ленинграде лишь к концу 1930-х). К 1922 году количество работающих фонарей уменьшилось до примерно 2500 — сказались исторические перипетии, не способствовавшие благоустройству. Впрочем, к началу 1930-х их стало уже в семь раз больше! Тогда же управление городским освещением начали автоматизировать. Рубильники постепенно заменяли выключателями, на которые по телефонным проводам поступал сигнал из центральной диспетчерской треста «Ленсвет».
Возвращение света и ретро-вайб
Важным моментом в биографии города стала осень 1944 года, когда после трех с половиной лет затемнений и маскировки центр Ленинграда вновь озарился электрическим светом. Вся система на тот момент управлялась со специального пульта одним дежурным диспетчером, в районах работало порядка 60 обходчиков.
К 1946 году в Ленинграде появилось более 18 000 новых фонарей, но лишь к концу 1950-го их число превысило довоенную цифру. В мирное время появилась возможность заботиться о красоте осветительных конструкций. Было создано несколько видов чугунных опор, декор которых напоминал о XIX веке. Они могли поддерживать от двух до шести плафонов. Новые фонари установили в первую очередь на Васильевском острове, на Московском и Каменноостровском (тогда — Кировском) проспектах. Также в 1950-х заменили на точные копии опоры, стоявшие на Невском с начала века. Шарообразные стекла их плафонов остались молочно-белыми.
Светодиоды и рекордный Невский
Сегодня в наружном освещении и архитектурной подсветке Петербурга задействовано почти 400 000 светильников и прожекторов. Установлено около 11 000 фонарей в историческом стиле: их чугунные опоры не только поддерживают плафоны, но и украшают город.
Большинство значимых зданий в центре уже освещены так, чтобы их красота была видна не только днем. Тем не менее, в Петербурге остается место для новых огней. Недавно светодиоды зажглись на фасаде Дома журналистов на Невском. Его первую подсветку смонтировали еще в нулевых, но спустя какое-то время оборудование износилось и было снято. А в этом году здание присоединилось к яркой панораме главной улицы Петербурга. Любопытно, что в смысле подсветки Невский — своеобразный рекордсмен: еще в 2005 году он стал первой в мире улицей, на которой более 100 фасадов на протяжении 3 км получили единое световое оформление.
Что касается технологий, актуальный тренд сейчас — замена натриевых ламп на светодиодные. В 2023 году планируется обновить 25 000 фонарей, в последующие три года — еще 75 000. Такие светильники не только долговечнее и потребляют меньше электричества, но и позволяют обходиться без висящих в воздухе проводов, которые переносятся под землю.
«Б15» и новые огни Петербурга
Разумеется, девелоперы, строящие жилье, следуют актуальным урбанистическим трендам — и устанавливают подсветку на фасадах своих проектов. Например, в квартале бизнес-класса «Б15»* от компании «КВС», расположенном на проспекте Маршала Блюхера, лаконичная архитектура и сдержанная палитра цветов сочетаются с системой светильников, следующих петербургскому стилю. В темное время суток она будет выделять корпуса в окружающем пространстве, помогать жителям ориентироваться на территории, создавать ощущение спокойствия и безопасности.
«Б15» и новые огни ПетербургаАрхитектурная подсветка — один из ярких плюсов квартала «Б15», но далеко не единственный. С этим проектом стоит познакомиться поближе, особенно тем, кто планирует купить квартиру в Петербурге.
Что нужно знать о «Б15»
- Это камерный проект, состоящий из 5 корпусов разной высоты — 10, 15 и 17 этажей
Их соединяет двухэтажная галерея.Навесные вентилируемые фасады облицованы керамогранитными плитами.
- Квартал расположен рядом с историческим центром
До сердца города можно добраться на машине всего за 15 минут. В 20 минутах ходьбы — станция метро «Лесная», а в нескольких минутах от «Б15» планируется строительство станции «Арсенальная».
- Внутри «Б15» предусмотрена собственная инфраструктура
В галерее разместятся магазины, салоны красоты, спортивные студии, пекарни и кофейни. На первом этаже откроют детский сад на 120 малышей, а совсем рядом с кварталом возведут школу на 550 учеников.
- Для автомобилей есть двухуровневый подземный паркинг
Спускаться сюда можно будет на лифте прямо из парадной. А в декабре действует акция: при покупке трех- или двухкомнатной квартиры машино-место обойдется всего 200 тыс. рублей.**
- В «Б15» можно выбрать жилье на любой вкус
Здесь есть и студии, хотя и в небольшой количестве, и просторные трехкомнатные варианты. Предусмотрены как классические планировки, так и квартиры с кухнями-гостиными популярного сегодня евростандарта.
- Вокруг квартала — много зеленых пространств
Поблизости расположен парк Академика Сахарова. В радиусе километра — Кондратьевский и Любашинский сады, чуть дальше — Пионерский и Полюстровский парки.
- Ландшафтный дизайн разработан одной из ведущих компаний Петербурга
Зоны отдыха разделены по возрастам. Взрослым — крытая пергола со шкафом для хранения и обмена книг, скамьи и стол для игры в шахматы. Детям — игровая территория с оборудованием в экологичном стиле, разделенная на две части. Одна из них будет предназначена для самых маленьких жителей, другая — для подростков. Современные системы видеонаблюдения и контроля доступа сделают отдых во дворе еще более комфортным и безопасным.
- Девелопер помогает сделать новоселье комфортным
У жителей квартала будет меньше хлопот после получения ключей, ведь в проекте предлагается и предчистовая, и чистовая отделка. Отдельно можно приобрести услугу полной меблировки, включающей технику, текстиль и декоративные предметы.