Приручить стрит-арт

Монополия на уличное искусство больше не принадлежит художникам-анархистам в балаклавах и с баллончиками краски в руках. Граффити, которые появляются на брандмауэрах, все чаще санкционируются властями. Или создаются по инициативе девелоперов.
История оформления брандмауэров уходит в советское прошлое. Но если полвека назад торцы домов украшали преимущественно пропагандистские композиции, воодушевляющие на труд и занятия спортом, то тематика современных уличных картин куда разнообразнее. От пейзажей и городских достопримечательностей — до исторических панно и портретов известных людей.

Взгляд из подполья

В 1990-е годы расписанные граффити стены были по большей части атрибутом неблагополучных районов. В начале 2000-х ситуация начала меняться. Власти городов пересмотрели взгляды на уличное искусство. «Если процесс нельзя предотвратить — его надо возглавить», — руководствуясь, вероятно, таким девизом, муниципальные и городские чиновники стали выделять брандмауэры и целые заборы под «народное творчество».

В 2012 году Комитет по градостроительству и архитектуре Петербурга объявил конкурс на архитектурно-художественное оформление брандмауэров. Активнее всех эту инициативу поддержал Петроградский район. Администрация выделила для оформления 32 «глухие» стены. Часть из них уже стали достопримечательностями — граффити «Город» на улице Ленина, 10, «Летающие скейтеры» на Введенской улице, 9, и «Аэрокосмический брандмауэр к юбилею полета в космос» на Пионерской, 22. В 2015 году ко Дню Победы было торжественно открыто граффити с ангелом на брандмауэре дома 1Б по Малому проспекту Петроградской стороны. Участие в проекте принял спикер ЗакС Петербурга Вячеслав Макаров.

Этим летом администрация района запустила проект «Краски Петроградской стороны». На портале «Голос Петроградки» (http://golos.gov.spb.ru/) жителям района предлагается голосовать за варианты эскизов для стен домов на улицах Большой Пушкарской, 32/2, Ленина, 17, Большой Зелениной, 16, и Подковырова, 8. До конца лета граффити по мотивам романа Алексея Толстого «Аэлита» появится на брандмауэре дома 11 по Ждановской набережной, в створе Офицерского переулка.

В ноябре 2016-го художественный брандмауэр появился во дворе Консультативно-диагностического центра Научно-исследовательского детского ортопедического института имени Турнера на Лахтинской улице. Художники из команды «Раскрасим все» на всей площади торца семиэтажного здания изобразили объемные арки, окна, многометровую живую изгородь, дворик с цветами.

Сегодня граффити, которые тянут на полноценное произведение искусства, можно видеть на трансформаторных будках, остановочных павильонах и на брандмауэрах жилых домов, причем как старого фонда, так и новостроек.

Навигатор новостроек

В спальных районах, плотно застроенных так называемыми «муравейниками», живописные брандмауэры помимо эстетической функции выполняют функцию навигатора, позволяя новоселам отличить свой дом от других подобных корпусов.

Так, Setl Group оформила жилой комплекс «Вена» в Кудрово репродукциями Густава Климта. Глухие стены украсили знаменитые «Поцелуй» и «Портрет Адели Блох-Бауэр I». На объекте компании в Мурино — ЖК GREENЛАНДИЯ — торцы многоэтажек расписали цветными окнами, в которые можно «подглядеть» за жизнью соседей. «В каждом из таких „окон“ разворачивается своя особая история с присущими только ей атрибутами индивидуальности — цветными занавесками, яркими комнатными цветами или даже деревянными солнечными ставнями», — декларировали концепцию идеи в Setl Group.

Другой «резидент» Кудрово, компания «Отделстрой», украсила одну из стен жилого комплекса «Новый Оккервиль» огромным изображением Спаса на Крови. Панно как бы компенсирует жителям новостроек удаленность от центра города с его достопримечательностями и отсутствие локальных достопримечательностей на территории.

Оригинальным выглядит подход к оформлению брандмауэров ГК «КВС». В ЖК «Новое Сертолово» торец каждого дома украшен схематичным изображением достопримечательностей Ленинградской области. Среди них — парк Монрепо, Выборгский замок, крепость Корела и другие памятники истории и культуры региона. Помимо придания индивидуальности корпусам, изображения играют просветительскую роль: у каждого имеется QR-код, который позволяет получить подробную информацию об объекте. В «КВС» такую концепцию оформления амбициозно именуют «музеем под открытым небом».

За последние два месяца внимание брандмауэрам уделили еще два девелопера. Компания «Ойкумена» оформила две высотки в ЖК «Граффити» росписью по мотивам сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Это третья часть художественного проекта, реализуемого в ЖК: в 2015 и 2016 годах известные уличные художники Akue, Adno, Petro и Slak нанесли граффити на шесть объектов внутри комплекса: четыре на входах и выходах из подземного паркинга во дворе и два — на брандмауэрах жилых корпусов. Один из них побил рекорд по высоте среди всех настенных росписей в России: 510 кв. м площадь и 75 м высота.

Холдинг RBI декорировал водонапорную башню Охтинской бумагопрядильной мануфактуры во дворе своих проектов «Четыре горизонта» и «Дом на излучине Невы» узором из маховиков и зубчатых колес. Узор нанесен фасадными акриловыми аэрозольными красками. Рисунок, как считает девелопер, символизирует историю локации, в свое время бывшую территорией цехов и мануфактур. «Шестеренки» и маховики, ставшие основой граффити-композиции, напоминают о технической начинке старинных цехов.

Источник
газета «Строительный Еженедельник»

Назад к списку